Новая система высшего образования даст уникальную возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий

В Воронежском государственном педагогическом университете (ВГПУ) созданы условия для перехода на новую систему высшего образования. При этом необходимо провести этот процесс максимально понятно для всех субъектов образовательного процесса. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказал Сергей Филоненко, ректор ВГПУ, доктор исторических наук, профессор.
«Поэтапный переход высшего образования на новую систему начнется с 1 сентября 2026 года. Это является важным стратегическим шагом, направленным на улучшение качества подготовки специалистов и повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Важно осуществить бесшовный переход, понятный всем субъектам образовательного процесса. В ВГПУ созданы условия для перехода на новую систему высшего образования. Так, внедрение «Ядра высшего педагогического образования» позволяет сохранять единое образовательное педагогическое пространство вуза. Активное сотрудничество с работодателями в рамках реализации мероприятий на площадках базовых школ, в сфере занятости будущих педагогов, проведения демоэкзаменов позволяет оперативно получать пожелания и рекомендации по вопросам совершенствования трудоустройства, корректировки и обновления основных образовательных программ», – сказал Сергей Филоненко.
По его словам, сочетание профилей, широкий спектр магистерских программ позволяют предлагать обучающимся вариативные образовательные маршруты. При этом предстоящие изменения потребуют специальной подготовки профессорско-преподавательского состава. С этой целью разрабатывается и в ближайшее время будет реализован курс повышения квалификации.
«В рамках перехода акценты будут сделаны на построении индивидуальных образовательных траекторий студентов, усилении практической подготовки за счет сотрудничества с базовыми образовательными организациями, включении студентов в проектную деятельность («Обучение служением»), развитии цифровой образовательной среды. Большое внимание по-прежнему будет уделяться воспитательной работе, которая имеет стратегическое значение для профессионального становления будущего педагога», – отметил ректор ВГПУ.
Кроме того, вуз продолжит работу по организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников, представленной профильными психолого-педагогическими классами, как фундамента новой системы высшего педагогического образования. Сергей Филоненко уточнил, что система высшего образования будет обновляться постепенно и студенты, обучающиеся по действующим программам бакалавриата и магистратуры, смогут завершить обучение по утвержденным ранее учебным планам.
«Новая система высшего образования станет многопрофильной, она позволит будущим педагогам получить несколько квалификаций и стать специалистами-универсалами – в определенной степени это позволит компенсировать кадровые дефициты, особенно для сельской местности. Запланировано также обновление локальной нормативно-правовой базы вуза», – добавил он.
Руководитель вуза также рассказал, что коллективу ВГПУ предстоит скорректировать программу развития образовательного учреждения, учесть изменяющиеся условия реализации образовательного процесса.
«Административной команде предстоит решение вопросов образовательного дизайна, оптимизации программ подготовки, введения дополнительных профилей подготовки на всех уровнях и обеспечения разнообразия вариантов образовательных маршрутов для обучающихся. Как отдельная задача может рассматриваться работа по оптимизации партнерских отношений с непедагогическими вузами для разработки и внедрения педагогических программ специализированной профильной подготовки, в том числе на условиях сетевого взаимодействия. Профессорско-преподавательский состав пройдет необходимое повышение квалификации, обновит учебно-методическую базу образовательного процесса. Обучающимся при поддержке преподавателей предстоит оценить собственные образовательные маршруты, дополнить их за счет расширяющегося спектра программ подготовки в системе дополнительного образования, рассмотреть возможность раннего трудоустройства, активнее заявлять о себе в различных направлениях деятельности вуза», – поделился ректор ВГПУ.
Новая система вариативна, считает Сергей Филоненко, при этом в содержательном плане предполагает значительный инвариантный блок. Это облегчает планирование и реализацию образовательного процесса.
«Базовое высшее образование будет сочетать фундаментальную подготовку с ориентацией на практическое применение получаемого профессионального образования. Этот уровень станет более весомым и самодостаточным. Более продуманным и регламентированным будет уровень специализированного высшего образования. Для студентов расширяется спектр вариантов получения высшего образования. Будущие педагоги получат возможность дополнить базовую подготовку дополнительными профилями, преподаватели – оперативно откликаться на запросы рынка труда, разрабатывая образовательные модули и целостные образовательные профили. Предметом совместного творчества преподавателей и студентов станет глубокая специализация и профессионализация, условия для которой создаются новой системой высшего образования», – заключил ректор ВГПУ.