Москва и Московская область  
 

Мамонтов: хороших репетиторов на образовательном рынке мало

26 октября 2011 г.
Источник: www.ria.ru
Мамонтов: хороших репетиторов на образовательном рынке мало

Репетиторство в нашей стране имеет давние традиции. Времена меняются, но нам по-прежнему нужны профессиональные  преподаватели, которые помогут ребенку справиться с трудными предметами или с нежеланием учиться. О сложностях и преимуществах репетиторства рассуждает в интервью РИА Новости старший преподаватель кафедры математической экономики и эконометрики НИУ ВШЭ Андрей Мамонтов.

 - Андрей Александрович, вы как профессиональный вузовский преподаватель имеете и большой репетиторский опыт. Что, на ваш взгляд, изменилось в институте репетиторства с введением ЕГЭ?

 - С момента введения ЕГЭ "рынок"репетиторов сместился к школе. Точнее, туда его сместили родители, которые хотят поскорее получить "результат". Но, с моей точки зрения, основная масса школьных учителей не настолько хорошо подготовлена, чтобы правильно ввести абитуриента в будущую университетскую жизнь. У них, так сказать, взгляд на подготовку к ЕГЭ снизу вверх. Как правило, такое репетиторство предполагает разбор занятий прошлогоднего ЕГЭ. Но это некорректно. Надо идейную часть разбирать.

- То есть старшеклассники, которые обращаются к репетиторам, чтобы их "натаскали"на экзамены в определенный вуз,  впустую тратят время и деньги?

- Именно так. Само понятие "натаскивания" - в корне не верно. Скажем, математика. Да, в ней есть мелкая специфика, разные типы задачек - в разных вузах. Но "натаскать"на математику невозможно. К примеру, в этом году в части "В"ЕГЭ по математике было 12 заданий. Конечно, можно прорешать все примерные задания к этой части -  но это около 5 тысяч примеров, у ребенка просто не хватит времени, сил и памяти, чтобы разобрать их все.  И потом, при решении всегда остается элемент творчества, а уж на него не "натаскаешь"...

- Не получается ли тогда, что идея репетиторства бессмысленна, потому что научить творчеству невозможно?

- Творчеству можно научить. В этом прекрасно помогает геометрия. Справиться с  задачей - значит найти пути решения из небольшого круга возможностей. Это и есть упражнение в творчестве. Поначалу школьник ожидает, что надо просто приложить формулу, и все получится. Но нет, надо приложить и эту формулу, и ту, а может быть, еще какую-нибудь... - так протекает процесс осмысления геометрической задачи. И вот на каком-то этапе  у человека само собой возникает решение.

Я часто советую ребятам: если на экзамене не получается с ходу задачку решить, надо ее просто ненадолго отложить, пусть она сама собой "варится", зреет - и, возможно через полчаса появится идея.

- А с какого возраста нужно отдавать ребенка заниматься с репетитором?

- В идеале, начинать заниматься следует вообще с малолетства. Сейчас очень много ребятишек с рассеянным вниманием, и если не учить их с раннего детства, потом будет поздно.

Что касается школьников, к репетитору лучше обращаться уже класса с восьмого, а иначе не хватит времени на качественную подготовку к экзаменам.

- Методы работы репетитора со школьниками и студентами различаются?

- В целом, идея всегда одна - заставить работать. Но возраст нужно учитывать непременно. Скажем, особенность тинэйджеров в том, что работать они не привыкли. Но заставлять их надо не напрямую, а придумывать стимулы. Например, тинэйджеры готовы слушать тех, кто работает вместе с ними.

Со студентами - другие методы. Им нужно показывать, что на какие-то вещи они смотрят достаточно поверхностно, а надо бы задуматься. Если глубже вникнуть, понимание станет иным. Просто что-то объяснить бывает недостаточно, до них нужно достучаться.

- Бывает, что дети, которые занимались с репетитором, не могут потом нормально учиться, поскольку привыкли, что знания им "преподносят на блюдце". Что вы об этом думаете?

- Я думаю, что их просто неправильно учили. Подготовка к экзамену похожа на подготовку спортсмена к соревнованию. Нужно заставить подопечного работать, нагнать пик формы, проследить за тем, чтобы он не "перегорел"... Я обычно даю кучу заданий, а то, что не получилось, мы разбираем вместе. При этом я не указываю на ошибки - проверяйте сами. Ребята могут обижаться, но другого пути нет. Очень важно, чтобы выработался автоматизм не делать ошибок или быстро их исправлять.

- А как отличить хорошего репетитора, который и работать заставит, и ошибки исправлять научит, -  от плохого?

- Сложно ответить на этот вопрос. Есть, кончено, такая замечательная вещь, как рекомендации, но верить им всецело нельзя. Вообще, хороших репетиторов "на рынке"мало - процентов десять.

Но если смотреть на вопрос с содержательной стороны, нужно понять, с каким репетитором работа будет строиться эффективней. Репетитор может быть просто преподавателем, а может быть педагогом. То есть он может просто давать информацию, а может задумываться о том, насколько ученики его понимают, насколько им интересно с ним как с человеком. Выбор всегда остается за детьми и их родителями.

Новости

Все новости

Правительство начало разработку новой стратегии образования. В блиц-интервью РБК министр просвещения Сергей Кравцов рассказал о том, какие задачи она должна решить, как изменятся процесс обучения и работа педагогов

21 ноября 2024 г.

Чтобы пересдать один из предметов Единого государственного экзамена до конца приемной кампании в вузы, уже в этом году добавят два резервных дня.

02 апреля 2024 г.

Минобрнауки России объявило конкурс на получение грантов «Студенческий стартап», подать заявку можно до 15 апреля на сайте конкурса.

01 марта 2024 г.

Классные руководители школ и кураторы групп в колледжах и техникумах, работающие в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тысяч человек, будут получать федеральную выплату в размере 10 тысяч рублей. Об этом сообщил Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.

29 февраля 2024 г.

С 7 по 13 июля в городе Чибо (Япония) проходит 64-я Международная математическая олимпиада школьников.

07 июля 2023 г.
Выберите регион