Москва и Московская область  
 

Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть 3.

23 Июля 2013 г.
Источник: ra-kurs.spb.ru
Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть 3.

Понятно, что идеал недостижим, но к нему можно стремиться. А для того, чтобы стремиться - неплохо бы знать его параметры. Если описать идеальную программную платформу для электронного обучения, то в ее  структуру должны входить следующие функциональные подсистемы.

Подсистема поддержки коллективной работы и информационного взаимодействия.

Назначение: обеспечение консультационной поддержки обучаемых и взаимодействия участников процесса обучения, а также синхронного взаимодействия в форме вебинаров с одновременным участием нескольких ведущих и асинхронного взаимодействия: форумы, wiki, блоги (технология взаимодействия пользователя с веб-сайтом), интеграция с сервисами Facebook, «ВКонтакте», YouTube, SlideShare, Twitter, RSS и другими.

Подсистема подготовки.

Назначение: планирование, организация, контроль набора групп, анализ результатов подготовки, настройка и распределение ролей, формирование программ подготовки и образования, учебных планов и индивидуальных образовательных траекторий, обучение в синхронном и асинхронном режимах, сопровождение договорной работы, подготовка отчетов.

Подсистема управления качеством.

Назначение: автоматизация выработки решений и корректирующих воздействий (подразделения, сотрудники), включая записи СМК, направленных на улучшение показателей качества обучения, с использованием механизмов опросов и тестирования.

Учебный портал.

Назначение: единая точка входа в СДО, прохождение обучения, тестирования, решение задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создание личных кабинетов.

Подсистема тестирования и контроля знаний.

Назначение: контроль знаний, умений и навыков обучаемых.

В свою очередь, каждая подсистема состоит из модулей и выполняет определенные функции.

Подсистема организации обучения состоит из следующих модулей:

  • модуль администрирования;
  • модуль планирования обучения;
  • модуль управления учебным процессом;
  • модуль обучения;
  • модуль контроля учебного процесса.

Модуль администрирования должен:

  • использовать ролевой принцип доступа к функциям, сохранение персональных данных пользователей
  • обеспечивать возможность создания пользовательских ролей с произвольным набором функций
  • отвечать за хранение данных зарегистрированного пользователя СДО во время обучения и по его окончании;
  • предоставлять возможность управления учетными записями пользователей: создание новых учетных записей, блокировка/разблокировка, редактирование учетной записи;
  • обеспечивать возможность определения прав доступа пользователей (назначения роли).

Помимо этого, модуль администрирования должен предоставлять администратору системы доступ к различным настройкам, таким как:

  • параметры формы регистрации пользователей: для разных категорий пользователей настраивается произвольный набор полей в форме регистрации – посредством выбора необходимых элементов из базового набора информационных блоков, установленного в системе по умолчанию (например, «паспортные данные»), а также создания и включения в форму произвольных текстовых полей (должны настраиваться в конфигурационном файле);
  • параметры email-рассылок (адреса, шаблоны писем);
  • если система интегрирована с внешними информационными системами – параметры интеграции.

Модуль администрирования должен иметь встроенные средства для диагностики технических компонентов системы, таких как база данных и файловые ресурсы общего доступа.

Модуль планирования обучения должен:

  • позволять создавать, редактировать и загружать в систему (из файлов в формате csv и xls) учебные планы;
  • предоставлять возможность формировать учебные планы для групп слушателей;
  • позволять создавать индивидуальные учебные планы для отдельных слушателей;
  • использовать адаптивные методики обучения для разработки индивидуальных программ обучения;
  • предоставлять возможность формирования ожидаемого контингента на будущий период с учетом ротации кадров – по данным анализа уже обученных слушателей, с учетом периодичности обучения с произвольным циклом (1 год – 2 года – 3 года – 4 года – 5 лет).

Модуль управления учебным процессом предназначен для решения задач документального обеспечения учебного процесса.

  • учебный документооборот;
  • управление индивидуальными учебными планами;
  • контроль академических задолженностей;
  • сетка занятий (регламент обучения).

А если еще более конкретно, то с его помощью можно решать следующие задачи:

  • ведение списков специальностей, дисциплин, ввод данных о базовом учебном плане;
  • ввод перечня занятий по каждой дисциплине из базового учебного плана;
  • регистрация заявлений студента и ввод данных в его личную карточку;
  • составление индивидуального учебного плана с перезачетом дисциплин;
  • формирование договора на выполнение преподавательской работы с почасовой оплатой;
  • учет результатов проведения занятий с формированием экзаменационных листов;
  • создание ведомости нагрузки профессорско-преподавательского состава  и сводной ведомости нагрузки ППС для бухгалтерии;
  • формирование приказов (распоряжений) о переводе на следующий курс, отчислении, предоставлении академического отпуска, допуске к занятиям, переводе студента;
  • подготовка протокола защиты диплома и учет результатов защиты;
  • формирование протокола итогового (междисциплинарного) экзамена и учет его результатов;
  • создание протокола о присвоении квалификации и учет решения ГАК;
  • учет выданных документов об окончании обучения;
  • печать дипломов и приложений к ним.

Модуль обучения должен:

  • предоставлять возможности обучения и передачи знаний в асинхронном режиме (обращаясь к материалам курсов в удобное время) и участия в online-занятиях в режиме реального времени;
  • поддерживать различные режимы прохождения курса слушателем: произвольный, последовательный, с привязкой к определенным датам;
  • обеспечивать сбор и хранение статистической информации о работе пользователей с материалами курсов, а именно: время начала сессии, ее окончания, статус завершения (закончено, не закончено и т. д.);
  • предоставлять возможность подключения внешних по отношению к системе обучения программ (например, тренажеров) и использования их в учебном процессе;
  • отвечать за создание дискуссионных площадок, где пользователи могут размещать комментарии, связанные с определенным курсом. Необходимо, чтобы все записи, оставленные в дискуссии курса, были доступны в течение всего времени его изучения, а пользователи должны иметь возможность отвечать на сообщения;
  • позволять просматривать список пользователей, работающих в данный момент в СДО, и общаться с ними online;
  • предоставлять возможность обмена электронными почтовыми сообщениями;
  • обеспечивать обучающимся просмотр назначенных и пройденных курсов, сообщений от преподавателя и куратора обучения.

Модуль контроля учебного процесса должен позволять осуществлять следующие функции:

  • автоматизированный сбор, хранение информации о посещении занятий, об изучении материала и успеваемости слушателей;
  • автоматическое накопление результатов контроля качества обучения;
  • автоматический расчет статистических данных по посещаемости (обращению к учебным материалам) и успеваемости;
  • анализ хода учебного процесса на основе текущих и статистических данных о посещаемости и успеваемости, а также результатов контроля качества обучения;
  • автоматизированное наблюдение за обучаемыми при тестировании и управление их деятельностью на самостоятельных занятиях, проводимых в очной форме;
  • автоматическое накопление сведений о работниках, прошедших обучение или повышение квалификации;
  • автоматизированное формирование отчетной документации по учебному процессу, контенту и слушателям.

Модуль контроля учебного процесса должен позволять пользователям формировать отчеты по всем вышеперечисленным пунктам. Важно, чтобы механизм построения отчетов обладал следующими возможностями:

  • указание произвольных диапазонов входных данных;
  • предварительный просмотр массива данных и дополнительная его настройка; фильтрация и сортировка по любому полю;
  • возможность вычисления агрегатных функций по любому числовому полю и включения их в отчет;
  • вывод массива данных на печать;
  • экспорт данных в Microsoft Excel.

Система должна позволять пользователю формировать отчет на базе уже существующих (преднастроенных) видов отчетов, а также создавать собственные шаблоны отчетов непосредственно через веб-интерфейс на основании имеющихся источников данных. Готовые шаблоны могут сохраняться в системе и использоваться наряду с видами отчетов, установленными по умолчанию.

Кроме того, система должна обеспечивать создание необходимой сопроводительной документации учебного процесса (учебные планы, приказы на открытие группы, формирование аттестационной комиссии; журналы проведения теоретических и практических занятий, журнал первичных и вводных инструктажей; формирование документации на закрытие группы и выходных документов – протоколов, актов, приказов, удостоверений, матриц успеваемости, аналитических отчетов).

Система должна поддерживать «банк отчетов»– специальное хранилище ранее подготовленных отчетов.

Если у СДО есть функция персонализации интерфейса, это дает дополнительное удобство, так как она обеспечивает настройки представления  в соответствии с индивидуальными предпочтениями пользователя, а также хранение и модификацию этих настроек. Пользователь системы должен иметь возможность выбирать необходимый набор блоков для отображения их на главной странице, а также менять их компоновку, размеры и взаимное расположение.

По умолчанию главная страница портала содержит начальный набор блоков, определенный для данной роли (например, новости, расписание занятий, форум  и др.). Администратор системы должен иметь возможность определять конфигурацию для каждой категории пользователей.

Естественно, совершенству нет предела, но оно для того и существует, чтобы к нему стремиться. Как минимум, нужно понять, что является совершенством в сфере дистанционного обучения, и осознанно выбирать нужные опции, отказываясь от излишних. Тогда дистанционное обучение уже не будет казаться чем-то очень сложным и далеким.

Статьи

Все статьи

Нынешние инженерные разработки не устают приятно удивлять потребителей. Одним из последних таких новшеств стали магнитные микронаушники.

14 Июня 2019 г.

Государственная программа "Доступная среда" направлена на обеспечение удобства передвижения по городу, посещения общественных мест и получение образования людям с ограниченными возможностями.

04 Июня 2019 г.

Школьная жизнь полна интересных событий. Это не только учебный процесс, но и мероприятия, выставки, экскурсионные туры. Но ни одно из них не обходится без транспортной составляющей, даже ежедневная поездка к учебному заведению требует наличия авто.

07 Ноября 2018 г.

Чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно иметь актуальное образование и постоянно обновлять свою базу знаний.

11 Сентября 2018 г.

Работа в дошкольных учреждениях требует от специалиста не только практических знаний, умения построить занятия и найти подход к детям, но и постоянного саморазвития в профессиональном плане.

30 Августа 2018 г.
Выберите регион