Москва и Московская область  
 

Вебинары: как наладить диалог со слушателями и не дать им заснуть.

26 июня 2014 г.
Источник: ra-kurs.spb.ru
Вебинары: как наладить диалог со слушателями и не дать им заснуть.

«Изящная шутка лектора была отмечена гробовым молчанием… А также 27-ю улыбающимися «смайликами» и 49-ю хохочущими, которые он получил в чате» (с сайта клиента)

В июне мы организовали проведение авторского курса Ларисы Бух (основателя Школы Ведущих вебинары) «Онлайн-преподаватель. Методика проведения вебинаров в образовательном процессе» и для того, чтобы лучше понимать проблемы слушателей и их ожидания – перед началом курса задали им вопрос: «Что для Вас является наиболее сложным в проведении вебинаров?».

Подавляющее большинство слушателей отметило, что сложнее всего им удается поддерживать внимание слушателей в течение вебинара, организовать обратную связь, увлечь слушателя в процесс обсуждения, заставить его задавать вопросы, удержать до конца вебинара, чтобы на середине он не отключился.

Если обобщить эти проблемы, то основную сложность для начинающего ведущего вебинара представляет организация интерактивности, а основной страх – «все ушли, а я в пустоту вещаю».

Но все не так страшно, как кажется, есть определенные технологии, используя которые можно сделать вебинар живым, увлекательным, а слушателей - его активными участниками.

Составляющие интерактивности

Для того чтобы вебинар стал действительно интерактивным необходимо две составляющие. Первая ¬- площадка для проведения вебинара, содержащая инструменты для общения со слушателем. Вторая – умение ведущего эти инструменты использовать.

Площадки для проведения вебинаров можно условно разделить на три категории: профессиональные, полупрофессиональные и любительские. Одна из основных ошибок начинающих спикеров – выбор площадки для проведения вебинаров, в которой инструменты интерактивности отсутствуют или минимальны.

Не секрет, что часто площадку для проведения вебинара выбирают так же как стиральный порошок в известной рекламе: «А если …не видно разницы, зачем платить больше?». Так вот разница есть, и в основном она касается именно функций интерактивности.

Если говорить проще, то базовые функции: видео и аудио-трансляция, чат и возможность загружать презентации есть практически у всех площадок, но далеко не все дают возможность, например, трансляции видео-файлов, проведения опросов и др.

Вовлекающая функциональность

Ниже я перечислю функции качественной платформы для проведения вебинаров, с помощью которых можно удерживать, и переключать внимание слушателя, задавать нужные темп, ритм, получать обратную связь и наиболее распространенные способы их использования. Как правило, эти функции присутствуют в профессиональных платформах, и отсутствуют полностью либо частично в бесплатных.

Самые интересные функции - дающие возможность совместной виртуальной работы ведущего и участников вебинара, это:

1. Трансляция голоса и видео участников. Ведущий может подключить слушателей в конференцию, дать им возможность выступить. Эта функция активно используется при проведении онлайн-тренингов, и дает слушателю вебинара почти реальное ощущение присутствия в учебном классе.

2. Совместный просмотр презентаций, документов, рабочего стола и приложений, видео-файлов (в том числе с видеохостинга Youtube.com без загрузки их в систему). Ведущий также может разрешить слушателям загружать, и показывать свои материалы. Эта функция особенно актуальна при обучении работе с программным обеспечением и со сложными техническими устройствами.

3. Электронная доска с набором инструментов для совместного создания участниками схем, эскизов, рисунков, набросков и с возможностью включения поверх презентаций и документов. Ведущий может дать любому из участников право на использование инструментов для рисования на доске. Эта возможность важна при обучении технических специалистов и ведущие часто ее используют в качестве легкого и быстрого способа контроля. Например: «Укажите на чертеже…., проведите…, разместите…, проложите…, выделите… и др.».

4. Текстовый чат, позволяющий участникам обмениваться сообщениями, в том числе приватными, и задавать вопросы ведущим. Это самый распространенный элемент интерактивности, но некоторые платформы кроме текста позволяют использовать в чате смайлики, изменять цвет фона и шрифта, использовать приватный чат, а опытные ведущие используют эти возможности при проведении вебинара. Например, «Выделите зеленым цветом, если…».

5. Проведение опросов для получения быстрой обратной связи. Опросы ведущий создает на этапе планирования вебинара. Опросы обычно состоят из одного вопроса и вариантов ответов на него. Результаты опросов могут сохраняться в системе, и ведущий может их просмотреть после завершения вебинара. В результатах опросов он может увидеть, как именно ответил каждый из пользователей. Также некоторые платформы дают возможно использовать «Свободный» ответ, где участник сам введет свой вариант ответа. В рамках одного вебинара может быть создано и проведено любое количество опросов. В каждом опросе один участник может участвовать только один раз. Ведущий может выбрать режим, при котором результаты опроса будут доступны для просмотра другим участникам во время проведения опроса, либо режим, при котором участники не будут видеть результатов опроса. Когда ведущий запускает опрос, то окно «Опрос» появляется у всех участников. Закрыть окно «Опрос» может только ведущий. «Продвинутая» платформа позволяет просматривать результаты опроса в двух разрезах: результаты по пользователям – в этом случае можно посмотреть, как именно ответил каждый из участников опроса и по ответам – в этом случае отображается статистика выбора различных вариантов ответов на вопрос опроса. Опросы, также как и чат являются одним из самых распространенных инструментов ведущего вебинара, который позволяет «разбудить» участников.

6. Виртуальные эмоции и поднятие руки. В ходе встречи участники могут поднимать руку и с помощью электронных эмоций выражать свое мнение: возражать, удивляться, выражать радость, восторг. Эти инструменты дают участникам вебинара возможность оперативно выразить свое мнение, не нарушая при этом ход вебинара. Особенно это актуально, если речь идет о вебинаре, выстроенном в форме лекции или доклада, где весь вебинар идет монолог ведущего, а остальные участники находятся в роли слушателей в прямом смысле этого слова. Эти инструменты дают возможность участникам вебинара обратить на себя внимание, показать, что они хотят высказаться. Ведущий вебинара при этом может отслеживать как общее количество участников, выражающих ту или иную эмоцию или поднявших руку, так и посмотреть, кто именно поднял руку, или включил ту или иную эмоцию.

Также профессиональная платформа позволяет ведущему вебинара самостоятельно создавать, настраивать, и использовать размещение окон внутри комнаты. Например, потянув за любой край или угол окна, ведущий может изменить его размер.

Если ведущий будет использовать в своем вебинаре все или хотя бы часть инструментов из предлагаемых ему платформой, то его вебинар станет гораздо живее, ярче и увлекательнее, никто не отключится на середине, и в конце вебинара ведущий увидит в чате многократное «Спасибо!».

Статьи

Все статьи

Курсы НМО от «PROFAKADEMIA» – профессиональная подготовка кадров для повышения уровня медицины в РФНМО – это возможность прохождения дополнительного обучения для работников медицинской отрасли и подтверждения своего уровня профессиональной квалификации.

26 ноября 2022 г.

Во всех учебных заведениях продвигают здоровый образ жизни и в каждом из них проводятся занятия по физической культуре. Спортивные залы должны быть оснащены качественным профессиональным инвентарем, так как именно такое оборудование позволяет обеспечить безопасность и достичь хороших результатов. Одним из наиболее популярных видов спорта в учебных заведениях является баскетбол.

19 ноября 2022 г.

В современном образовании без хорошего оборудования никак не обойтись. Специалисты рекомендуют учащимся обратить внимание на macbook air – современное функциональное устройство, обладающее превосходными возможностями.

27 октября 2022 г.

Архитектурная графика и основы композиции — это одна из важнейших дисциплин в процессе подготовки будущего специалиста. Она преподается на первом курсе, и усвоение предмета помогает студенту получить хороший базис для изучения более сложных направлений. Основная задача дисциплины заключается в том, чтобы обучающийся улучшил навыки графически и объемно выражать свои творческие замыслы.

22 октября 2022 г.

Кажется, бум электронного обучения только набирает обороты, а дистанционные образовательные платформы продолжают стремительно развиваться. Как уследить за обновлениями, разобраться в отличиях и наконец выбрать платформу для преподавания?

01 октября 2022 г.
Новости
читать все
Регистрация на ЕГЭ завершится через неделю
Минобрнауки России подготовило предложение о перераспределении бюджетных мест, установленных вузам на 2023/2024 учебный год
Директора московских школ обсудят с 11-классниками начало обучения в новом формате с акцентом на подготовку к ЕГЭ
Вузы опубликовали правила приема на 2023/2024 учебный год
Образование на опережение: студенты смогут получить сразу две квалификации при выпуске
Прием-2022: вузы публикуют списки поступивших на бюджет
Университеты назвали самые востребованные направления генетики среди студентов
Минобрнауки и РАН вырабатывают совместные решения по развитию российских научных журналов
Изменения в системе начального образования в IT-сфере помогут преодолеть цифровой голод
Опубликован план мероприятий по реализации проекта массового вовлечения школьников в научно-техническое творчество
Выберите регион