Высшее образование в Европе значительно отличается от системы образования России. Европа с каждым годом все больше изменяет собственную систему высшего и среднего образования, стремясь обеспечить прежде всего его качество, мобильность и современность. Участие России в Болонском процессе должно существенно облегчить получение высшего образования за рубежом для россиян. В Странах Европейского Союза проделывается огромная работа для повышения качества высшего образования в Европе и популяризации европейской системы высшего образования в мире. Бюджет, выделяемый ЕС на развитие образовательных программ в Европе составляет 7 млрд. евро за период с 2007 по 2013 годы. Естественно, что движение в сторону евроинтеграции предполагает свободное владение студентами иностранными языками, и на сегодняшний день более 80% студентов Европейских университетов владеют 2 иностранными языками.
Основные направления совершенствования образования в Европе были изложены в так называемой Болонской декларации в 1999 году, а процесс достижения этих целей назван Болонским процессом.
Основные цели Болонского процесса таковы:
1. Создание европейской зоны высшего образования как основного направления развития мобильности в образовании и трудоустройстве
2. Укрепление научно-технического, интеллектуального и культурного и потенциала Европы. Повышение престижности европейских университетов в мире
3. Обеспечение конкурентоспособности европейских университетов в мире и достижение совместимости национальных систем высшего образования стран Европы и повышение их качества
4. Повышение роли университетов Европы в развитии европейских культурных ценностей
Ключевые положения Болонской декларации:
1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования
2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора
3. Внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости обучения для обеспечения студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»
4. Существенно развить мобильность учащихся и преподавателей путем зачета периода времени, затраченного ими на работу и учебу в Европе. Установить стандарты транснационального образования
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий
6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности ВУЗов студентов и работодателей
7. Содействие развитию европейских взглядов о высшем образовании в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований
ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) – Европейская система передачи и накопления кредитов. Высшие учебные заведения Европейского Союза работают согласно этой системе с 1987 года.
Основным принципом ECTS, является измерение трудоемкости учебного процесса с помощью так называемых кредитов. Образовательная нагрузка для студентов ВУЗов Европы дневной формы обучения составляет 1500-1800 часов в год. Максимальная сумма – 60 кредитов, один кредит составляет 25-30 часов обучения. Студентам начисляют кредиты только после завершения процесса обучения, то есть получения оценки. В учебную нагрузку студента включаются практические занятия, лекции, семинары и самостоятельная работа студента.
В основе кредитной системы ECTS лежит статистический подход, то есть студентам присваиваются соответствующие ранги на основании общей статистики успеваемости.
Рангов всего 5, это А (лучшие студенты, 10%), В(25%) С(30%), D (25%) E (10%). Существует 2 дополнительных ранга, для студентов не сдавших курс – F и FX. F означает что студенту необходима значительная дальнейшая работа, а FX – менее значительная работа на курсе.
Наверняка работа по совершенствованию и стандартизации высшего образования в Европе продолжится и в будущем.
В 2012 году в Европе будет введена Европейская рамочная квалификационная система (European Qualification Framework). Согластно программы, национальные квалификационные системы стран Европы будут приведены к единому европейскому образцу до 2010 года. После этого национальные дипломы будут содержать четкую ссылку на референтный уровень Европейской квалификационной системы. Она предполагает установить восемь референтных уровней, которые станут свидетельством того, что студент знает, понимает и что способен делать. Эти уровни охватывают весь спектр полученных квалификаций — от завершения обязательной учебы до высшего уровня академического, профессионального или профильного обучения и тренингов.
Erasmus (European Community Action Scheme for the Mobility of University Students).
Программа Erasmus – это система обмена студентами между университетами Европы, которая позволяет студентам Европейских университетов свободно путешествовать по миру, мигрировать в ВУЗы участники системы. Студенты получают возможность учась, например, в польском ВУЗе, пройти курс в партнерском университете Франции, Германии или любой другой из 30 стран. На сегодня в программе Erasmus участвуют, кроме 27 стран — членов ЕС, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия и Турция. Участниками программы Erasmus являются около 2000 университетов Европы. С момента старта программы в ней уже приняли участие более 1,5 миллиона человек. По прогнозам Еврокомиссии благодаря Erasmus, до 2012 года 12 миллионов студентов и преподавателей возможность смогут учиться и проводить исследования за рубежом. С 2007 по 2015 год на образовательную интеграцию Еврокомиссия выделит 13,6 миллиарда евро.
Девиз программы: «Привести студентов в Европу, принести Европу всем студентам».
Еще одной интересной особенностью высшего образования в Европе является его бесплатность. Действительно, во многих странах Европы высшее образование бесплатно не только для граждан страны, но и для иностранцев. Следует отменить, что бесплатное или условно-бесплатное высшее образование предоставляется в государственных ВУЗАх только на государственном языке страны. Исключением является Норвегия, где существуют программы высшего образования на английском.
В Чехии высшее образование бесплатно полностью для иностранцев. В Польше, есть возможность учится бесплатно при очень хорошей успеваемости, или получить одну из 100% стипендий (например, являясь этническим поляком). В Германии и Франции высшее образование условно-бесплатно, так как студенты платят ежегодные взносы (500-1000 евро). Сейчас иностранные студенты имеют возможность поступить на магистратуру во Франции имея диплом бакалавра.
В Германии стоимость высшего образования устанавливается каждой федеративной землей самостоятельно. В данный момент, большинство федеративных земель предоставляют образование совершенно бесплатно.
Как родительская вовлеченность влияет на успех ребенка в учебе? Узнайте об этом и других важных аспектах в нашей статье!
11 декабря 2024 г.Компания «ИТС Плюс» приглашает на бесплатное обучение и стажировку по направлению «Программист 1С»
26 ноября 2024 г.Аналитик данных — это профессия будущего, которая сочетает в себе высокую востребованность, привлекательные условия труда и возможность удаленного заработка.
26 ноября 2024 г.Основная цель проекта федерального масштаба «Точка роста» - предоставить доступ к современным методам обучения, техническому оснащению, программному обеспечению детям, проживающим в сельской местности и небольших населенных пунктах.
28 октября 2024 г.Промышленная безопасность является важной частью любой производственной деятельности. Она включает в себя систему мер, направленных на защиту работников и окружающей среды от потенциальных опасностей, связанных с производственными процессами.
24 октября 2024 г.